Октябрьск
Октябрьск

Через весь Октябрьск проходит старейшая в России железная дорога, связывающая центр страны с Сибирью и Средней Азией. Александровский железнодорожный мост через Волгу в районе нынешнего поселка Правая Волга (один из поселков, образовавших город) был построен в 1880 году и по длине  (1436 метров, 13 пролётов) занимал в то время первое место в Европе. Подробнее об уникальном архитектурном сооружении можно узнать в городском краеведческом музее.

Краеведческий музей Октябрьска был основан в 1985 году и размещен в здании старинного железнодорожного пассажирского вокзала 1890-х годов постройки. Здесь вам расскажут об удивительной истории создания самого длинного в Европе железнодорожного моста.

Александровский (позднее Сызранский) мост был первым железнодорожным мостовым переходом через Волгу в ее среднем и нижнем течении. До этого действовала паромная переправа. Строили мост 2500 человек. Его строительство обошлось императорской казне в семь миллионов рублей.

Открытие состоялось 30 августа 1880 года. Первоначально мост назывался Александровским – в честь 25-летия правления Александра II. После революции он был переименован в Сызранский. После распада СССР мосту было возвращено прежнее название, однако и новое осталось.

Жители Самарской области дважды могли лишиться столь нужного им сооружения, соединявшего два берега реки. В 1918 году во время Гражданской войны два пролета моста были взорваны, но позже их удалось отремонтировать. Через 62 года в мост врезался танкер «Волгонефть 268». К счастью, повреждения моста снова оказались не слишком серьезными.

В 2010 году по случаю 130-летия моста была открыта памятная стела. Сегодня мост продолжает работать.

 

СПРАВКА

Октябрьск расположен в юго-западной части Самарской Луки в 120 километрах от Самары. Год образования – 1956. Площадь – 21,8 кв. км. Население – 27,7 тысяч человек.

 

Другие достопримечательности.

Архитектурные памятники: здания железнодорожных вокзалов (конец XIX века, начало ХХ века, середина ХХ века), здание водонапорной башни, депо (конец XIX века), незаконченное сооружение тоннеля для обводной железной дороги (начало ХХ века).