Поэт Даня Хачатуров
Поэт Даня Хачатуров

Даня потерял зрение очень рано. Примерно в два месяца отроду у него обнаружили злокачественную опухоль сетчатки. В Самаре мальчика отказались лечить, поэтому вместе с мамой он отправился в Москву. В первый год жизни Даня перенес семнадцать курсов химиотерапии и тридцать один наркоз. Через два с половиной года стало ясно, что мальчик никогда не сможет видеть.

«Все то время я очень переживала, как мой ребенок будет жить, развиваться, социализироваться, — рассказывает Елена Хачатурова. – После операции пошла в библиотеку для слепых, познакомилась с директором, взяла домой тактильные книги. Постепенно стала общаться с людьми с нарушениями зрения не только в Самаре, но и из других регионов. Мы ездили на Украину на международные летние школы, посещали другие многочисленные мероприятия».

Чтобы подготовить сына к школе, Елена выучилась на тифлопедагога. Когда оказалось, что в Самаре нет специальной группы для дошкольников с серьезными патологиями, молодая женщина стала готовить Даню и других ребят на дому.

«Мы ходили в центр «Семья», на иппотерапию, в театры, — говорит женщина. – Везде, где было можно, я просила дать что-то Дане потрогать. Я боялась, что в силу того, что он не видит, у него будет небогатая речь, мало образов. Поэтому старалась как можно больше рассказывать ему, объяснять, читать. И, по-моему, даже немножко перестаралась (смеется). Сейчас Даня говорит без умолку».

Благодаря маме, в четыре года Даня начал осваивать фортепиано и учить английский язык. «Мы ходили в музыкальную школу, чтобы сын был в коллективе, умел вести себя с детками, — вспоминает Елена. — Я присутствовала на всех занятиях, в том числе хореографии и рисовании. Приходилось доказывать учителям, что сын, несмотря на свои особенности, все равно может везде участвовать. Например, для занятий по рисованию мы делали заготовки, выкладывали контуры предметов, которые предстояло изобразить, пластилином».

Недавно у Дани родились два братика. Он помогает маме за ними ухаживать. Может спеть им песню, покормить, дать воды. «Дома Даня себя обслуживает сам, одевается, умывается, при желании может помыть обувь, достать из холодильника еду, разогреть в микроволновке обед, — улыбается Елена. — Поэтому сейчас я могу уже немного расслабиться».

Последнее увлечение Дани – компьютеры и информационные технологии. По словам мамы, он может войти в интернет со всего, что попадется в руки. Скачивает и загружает что угодно. Недавно выложил в сеть видео, где играет на баяне, а также рекомендации, как нянчить малышей.

Даня также ходит в бассейн, а еще сочиняет сказки и уже несколько лет пишет стихи. В основном, чтобы кого-то поблагодарить или поздравить. Стихотворение «Прекрасные люди» так тронуло Диану Гурцкая (фамилия не склоняется), что она пригласила Даниила с его мамой в группу поддержки паралимпийцев.

«Я волнуюсь, боюсь летать на самолетах, — признается Даня. — Насмотрелся новостей и решил, что больше никогда не полечу. Вот и не знаю, что делать. А пока взял губную гармошку для карнавала, играю на ней и представляю, что я уже в Бразилии, и вокруг «бразильяны» пляшут».

К сожалению, политика перечеркнула планы и паралимпийцев, и Дани, но, мы уверены, что это не беда. Наверняка, славного мальчика Даниила ждут еще более великие дела и не менее интересное будущее. А пока прочтите его прекрасные, добрые, светлые стихи.

Прекрасные люди

Прекрасные люди, идите по свету,
Засейте добром вы нашу планету.
Пусть жизнь будет красок ярких полна,
И тот, кто не видит, испил жизнь до дна.
И человечек слепой мог понять,
Что значит влюбляться, играть, рисовать,
Чтоб он за себя умел постоять
и мог в этой жизни как гений ваять.
Как хочется видеть мне вас сейчас
И новогоднюю елку хоть раз,
Как первый снег опускается,
и мама моя улыбается.
Но я не грущу, я счастливый сейчас,
Счастливее многих в тысячи раз*.

 

К 9 мая

Стоял обычный серый дом
И жили просто люди в нем.
Они работали, учились,
они влюблялись и женились.
Там малыши играли в прятки,
у кошки были там котятки.
Но вдруг, упала БОМБА — БОМ!
Убила тот прекрасный дом!
И нет котяток у окна,
И нет ребяток у двора,
Война разрушила весь дом
всего одним лишь звуком — БОМ!

 

Облака…

Спросил я друга-чудака: «Какого цвета облака?
Скажи, куда они плывут, и почему они ревут?»
— Ой, цвета неба облака, порой — парного молока,
бывают черные — аж жуть, бывают алые чуть-чуть…
Плывут они в далекий край, и знают, что такое рай!
И грустно облакам слегка, что ты не видишь облака.

 

Собака — друг!

Как в городе мне провести досуг?
О, есть для этого мой лучший друг,
Он не обидит, не предаст,
он защитит и лапу даст!
Не убежит, не улизнет
и руку преданно лизнет!

 

Эхо войны. Посвящается другу Анатолию Цареву

Жил один мальчик — Толяшка, Толян!
В общем, обычный, простой мальчуган.
Папой гордился и маму любил,
в школу ходил, по задворкам бродил!
Раз по задворкам с другом брели
и на дороге патроны нашли!
Стали носиться, в войнушку играть,
и друг по другу патроны кидать!
Ах!!! И ужасный раздался хлопок!
Больше не видит наш паренек!
Вот на скамейке сидит человек,
прожил он с эхом войны целый век!
Люди! Пусть эхо холодной войны —
будут лишь в песнях дворовой шпаны!

 

Сказка «Самарик и дети, видящие сердцем», где использовано стихотворение Даниила Хачатурова здесь.