дети и книги
Дети и книги

В конце сентября в Самарском дворце детского и юношеского творчества состоялся семинар учителей и школьных библиотекарей – участников программы «Литература и современность» на тему «Роль педагога и школьного библиотекаря в развитии читательских компетенций». В рамках семинара его ведущая – заведующая информационно-методической библиотекой Дворца Валентина Дмитриевна Петрук – рассказала о федеральных и региональных литературных конкурсах, поделилась опытом организации программ.

На семинаре также выступили автор волшебных сказок о Самаре и ее хранителе Самарике Мария Пашинина с рассказом о книгах, акциях и конкурсах, учитель русского языка и литературы школы №8 п.г.т. Алексеевна Кинельского района Ирина Евгеньевна Полынская, учитель русского языка и литературы школы №9 г. Кинель Самарской области Татьяна Николаевна Кондрашова, заведующая отделом обслуживания школьников Самарской областной детской библиотеки Наталья Михайловна Флягина.

«Встреча была очень познавательной, я рада, что познакомилась с такими замечательными педагогами, – говорит Мария Пашинина. – Многие, когда говорят о чтении, о том, как приучить к нему детей, какую литературу порекомендовать, думают, что это очень просто. На деле же – трудно придумать задачу более сложную. Я бы поставила знак равенства между такими понятиями, как «чтение» и «воспитание». Дети воспитываются через чтение, становятся лучше, умнее, мудрее, взрослее, они приобретают опыт, учатся размышлять, ставить себя на место героя, проживать чужие истории, быть сострадательными и сочувствующими. Не все родители могут найти время на разговор с ребенком о человеческих ценностях, да и не все умеют о них говорить, но – я уверена – дать вовремя в руки книгу, которая оставит след в душе ребенка – может каждый».

В завершении семинара Ирина Евгеньевна Полынская и Татьяна Николаевна Кондрашова рассказали о своей программе «К нравственным истокам русской художественной литературы», а также представили список произведений, которые были бы интересны подросткам.

Список художественных произведений  для учащихся 7 класса:
1. Юрий Коваль «Алый», « Недопесок»
2. Пришвин М.М. «В краю непуганых птиц»
3. Васильев Б. «Не стреляйте в белых лебедей»
4. Л.Н. Толстой « Чем люди живы»
5. Геласимов, А. В. «Нежный возраст»
6. Н.М. Артюхова « Бабушка и внук», « Бульон для больного»
7. Казаков Ю.П. «Арктур-гончий пес»
8. Баруздин С.А. Юмористические рассказы о животных.
9. Э.Асадов «Стихи о рыжей дворняге»
10. Гордиенко Г. А. «Подарок ко дню рождения»
11. Мурашова Е. В. «Класс коррекции»
12. Пономарёва Т. Д. «Трудное время для попугаев»
13. Нина Дашевская «Наушники»
14. Габова Е. В. «Не пускайте Рыжую на озеро»
15. В. Крупин «А ты улыбайся!»
16.  Михаил Самарский « Радуга для друга»
Список художественных произведений  для учащихся 8 класса:
1.Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова.
2. К.Г.Паустовский «Телеграмма»
3. Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке»
4. Кондратьев Вячеслав Леонидович «Сашка»
5. Катаев Валентин Петрович «Сын полка»
6. А. Лиханов «Благие намерения»
7. Алексин  А. «Безумная Евдокия»
8. Куликова Л. «Свиделись»
9. Платонов А. «Третий сын»
10. Искандер Ф. «Начало формы»
11. Е.Карпов «Меня зовут Иваном»
12. Л.Улицкая «Дочь Бухары»
13. И.Курамшина « Сыновий долг»
14. М.Шолохов «Чужая кровь»
15. Б.Екимов «Говори, мама, говори»
16. К.Г.Паустовский «Телеграмма»
17.Баранов АЛ. Я вас слушаю. — М., 1990.
18.Волков А.А. Основы риторики. — М., 2005