Дорогие школьники! Мы объявили замечательный конкурс для юных журналистов «Волшебство детства». Если вы пишете для школьных или других изданий (сайтов), ведете собственные блоги, то добро пожаловать в участники конкурса. Мы ждем от вас статьи, фото и сюжеты о достижениях детей, подростков и педагогов.

Уникальность конкурса в том, что в нем, наравне с юными, принимают участие и профессиональные журналисты. Именно от них несколько советов, как создать статью или сделать репортаж.

Выбрать героя

Первым делом важно понять, о ком вы хотите рассказать и почему. Ответьте себе на вопрос, что в этом человеке (другом школьнике, учителе) такого, о чем стоит поведать всем остальным. Поводом для написания статьи может стать:

— большое достижение (первое, второе или третье место на чемпионате области по теннису, на фестивале искусств и т.д.);

— работа, которую уже много лет выполняет этот человек (замечательный староста);

— педагог, уроки или методика преподавания которого отличаются от других (учитель превращает уроки в интересные занятия, на которые всегда бежишь с улыбкой) и др.

Это только несколько примеров. Наверняка, рядом с вами много замечательных детей и взрослых, о которых стоит рассказать. Надо только посмотреть на то, что они делают, под другим углом, более исследовательским.

Подготовить вопросы

Далее вам нужно будет встретиться с этим человеком, но перед этим составьте вопросы для интервью. От того, насколько они будут увлекательны и интересны, зависит качество вашей статьи, а также будут ли ее читать или закроют после первого абзаца. Но не забывайте, что есть еще обязательные вопросы (ФИО, возраст, должность или класс, правильное название конкурса или соревнования, того или иного достижения и др.)

Важно: следите, чтобы герой вашей статьи мог давать подробные ответы, а не только «да» или «нет».

Встретиться

Вы должны договориться о встрече с героем вашей будущей статьи. Помните, для хорошего разговора достаточно 30 минут. Не забудьте записать разговор на диктофон или на бумагу.

Написать

Пожалуй, самая трудоемкая часть работы. Вам нужно будет расшифровать ваш разговор и записать его. Соберите в голове всю информацию о вашем герое, осмыслите ее. Вспомните, каков он в разговоре, какие эмоции вызывает, какое впечатление производит. Возможно, вам захочется описать какие-то конкретные случаи, связанные с этим человеком. Все это должно найти отражение в вашей статье.

Придумать заголовок

Непросто придумать интересный заголовок, но вам это под силу. Если сложно с первого раза и ничего не пришло в голову, пока вы писали, перечитайте уже готовый текст несколько раз и посоветуйтесь с одноклассниками и взрослыми. Вместе вам будет проще придумать хороший  заголовок.

Проверить на грамотность и пунктуацию

Какой бы интересной не была бы статья, если в ней будут ошибки, отношение к вам как к автору сразу изменится, и не в лучшую сторону. Проверьте все несколько раз. Дайте прочитать другим. Часто глаз «замыливается», и очевидные ошибки становится увидеть труднее.

Проверить на достоверность

Да-да, еще раз проверить, правильно ли вы написали фамилию и имя, должность/класс, учреждение, название соревнований/фестиваля и т.п.

Не забыть указать автора статьи, то есть себя

Помните, хоть вы и рассказываете о другом человеке, саму статью создаете вы сами. Вас будут хвалить, вам будут задавать вопросы или пенять на ошибки.

***

Возможно, вам покажется, что все это очень трудно и даже страшно, но не расстраивайтесь. У каждого профессионального журналиста за плечами та самая первая статья, которую было страшно писать. Каждый из нас хоть раз, но совершал ошибки,  хоть раз думал над заголовком, но ничего не мог придумать. Нас критиковали, ругали, заставляли переписывать, нещадно сокращали статьи. Все это не страшно, когда вспоминаешь о главной цели: рассказать всем о том, какой замечательный человек живет рядом с тобой. И пусть именно эта цель вдохновляет вас на участие в нашем конкурсе и первые журналистские успехи.

Член Союза журналистов России, детская писательница Мария Пашинина