Одиннадцатиклассница Виктория Мосолова, став мастером спорта по художественной гимнастике, начала тренировать малышей.

Путь к спортивным успехам Виктории Мосоловой был тернист. Пятилетней девочкой ее отдали в секцию художественной гимнастики. За год родители чего только не наслышались! Наставники твердили, что Вика маленького роста, косолапая и толстенькая. Из таких спортсменов не получается. В шесть лет девочка поступила в школу №90, где учится по сей день, а заодно пошла к тренеру Анне Александровне Волчковой, которая тренировала детей в школьном спортзале.

«Я начала заниматься, чтобы исправить осанку и косолапость, — говорит Вика, — но потом меня затянуло. И в этом большая заслуга тренера. В 14 лет меня заметила наставник сборной Самарской области Наталья Михайловна Емелина. В результате я еще два года прозанималась в сборной. В прошлом году на время оставила спорт, чтобы подготовиться к поступлению в вуз».

В приоритете у Вики – педагогический университет. Как признается девушка, о тренерской карьере она начала мечтать со второго класса. Сейчас спортсменка два раза в неделю занимается с малышами. Учит их правильно ходить, держать спину, шею, руки, дает первые уроки обращения с гимнастическими предметами. Иногда готовит к соревнованиям. И дети, и их родители такому тренеру рады. С уважением зовут девушку по имени-отчеству — Виктория Алексеевна.

С Викой очень интересно общаться. Свой спортивный опыт она тщательно анализирует. Понимает, что это пригодится ей в будущем. «Лет в 13 у меня был переломный момент, я хотела бросить гимнастику, — говорит одиннадцатиклассница. – Казалось, я больше ничего не добьюсь. Это был предел. Я плохо выступала на соревнованиях, показывала результаты хуже, чем могла. Но мой первый тренер взяла меня под свое крыло. Сказала «Давай попробуем еще раз» и стала заниматься со мной индивидуально. Только благодаря ей я осталась в спорте и впоследствии получила звание мастера спорта».

Сейчас Виктория занимается гимнастикой раз в неделю, чтобы поддержать форму.

«Решение уйти из спорта далось мне с трудом, — признается девушка. – Сразу стала набирать вес, пошли травмы, психологически было тяжело. Но за это время освоила новый вид спорта – черлидинг. На недавно прошедшем первенстве ПФО наша команда заняла первое место. В апреле поедем на отборочные соревнования на чемпионат России».

Несмотря на новые достижения, Вика изменять гимнастике не собирается. В планах — покорение новых высот. «Чтобы достичь успехов в гимнастике, нужно быть очень трудолюбивым и целеустремленным, верить в себя и ни за что не опускать руки, — считает спортсменка. – Не скажу, что была трудолюбивой. Это приходит с возрастом. До десяти лет тренировалась для мамы, а после поняла, что это мое. Еще важна харизма. Мне кажется, она либо есть, либо ее нет. Наработать ее сложно».

От личных достижений снова переходим к детям. Девушка признается, что занятия с малышами приносят ей огромное удовольствие, и она в такие дни до вечера ходит счастливая.

«Трудолюбивых деток сейчас очень мало, — делится опытом Вика. — Много одаренных, но ленивых детей. Мало иметь данные от природы, важна эмоциональная устойчивость. На соревнованиях начинается «трясучка», и дети часто скисают. Им важно, чтобы рядом был взрослый, который сможет поддержать и направить. Меня иногда приглашают помочь таким деткам. У меня еще нет большого опыта, но я учусь. Напоминаю, что мы выступаем для себя, представляем, что в зале только мама и тренер. Еще иногда надо маленьких спортсменов по ляшечкам постучать, чтобы ноги напряглись».

Понимает Виктория и то, что многое зависит от тренера. Для нее пример – это Анна Александровна Волчкова. «Я очень уважаю своего первого тренера, — говорит девушка. – Мне очень нравится то, как она преподает. Анна Александровна очень спокойная, справедливая, в меру строгая, почти никогда не кричит на детей. Сложно, когда тренер позволяет себе накричать, сразу начинаешь расстраиваться, психовать, ничего не получается. К детям нужен грамотный подход. С возрастом, думаю, опыта у меня будет больше. Но уже сейчас я вижу, что дети меня любят, значит, я что-то делаю правильно».

В свободное время Вика играет на гитаре, научилась этому самостоятельно. Пока рассказывает об этом, выясняется, что два года проучилась в музыкальной школе по классу фортепиано с полным набором «услуг» — сольфеджио, хор, вокал и т.д. «Мне времени совсем не хватало, — улыбается школьница. – Помню, я в своем дневнике написала: «Ненавижу эту музыку, пусть мама меня заберет». Мне нравился только инструмент. Да и с тренировок приходилось пораньше уходить…»

Казалось бы, дети, которые чем только не заняты, должны ничего не успевать. А на деле выходит другое. Они наоборот более собраны и дисциплинированы. И успевают гораздо больше тех, кто после уроков сразу идет домой.

«Когда я ушла из гимнастики, то у меня сразу начались проблемы с учебой, хотя я думала, что будет наоборот – времени же больше стало, — признается Вика. – Но это только так кажется. Очень сложно распланировать время, когда его много. Когда же ты из школы прибегаешь домой и знаешь, что скоро тренировка, после которой ты уже ничего не сможешь делать от усталости, то быстро садишься за уроки. Спорт учит все успевать».

Об отношениях между девочками

«Особенно характеры проявляются при подготовке к групповым выступлениям, — говорит Виктория Мосолова. – На площадке пять человек. Мы все – по году рождения были «тигры», очень вспыльчивые, экспрессивные. Часто ссорились, спорили, срывались друг на друга. Особенно сложно быть в такой команде капитаном. Ведь он должен всех собрать, разобраться с ситуацией.

Я тоже была капитаном. Это было нелегко, но я приобрела хороший опыт, выработала в себе лидерские качества. Раньше мне казалось, что легче отсидеться. Но, будучи капитаном, поняла, что мне нравится быть лидером. Здорово, когда к тебе прислушиваются. С тренером сразу отношения налаживаются.

Как ужиться с девочками? Никак. Кого-то надо терпеть, с кем-то попытаться подружиться. Все мы разные. Важно помнить, что команда создана на время. Как правило, только после понимаешь, как все тебе были дороги».

Памятка для родителей, которые отдали своих детей в спорт, от Вики Мосоловой

  1. Родители независимо от выбора спорта и достижений должны поддерживать своего ребенка и верить в него. Это очень важно. Только мои бабушка и мама знают, сколько я пролила слез после тренировок. Но они так сильно в меня верили, что я всегда возвращалась в зал.
  2. Не стоит ходить на тренировки и говорить замечания. Это лишнее.
  3. Родители не должны вмешиваться в тренировочный процесс и давать советы тренеру. Не нужно скандалов.
  4. Если ребенок приходит с тренировки домой и говорит, что больше в спортзал никогда не вернется, нужно сесть с ним и поговорить по душам. Выяснить причину. Возможно, все не так сложно, как кажется на первый взгляд. Но через ситуацию обязательно нужно пройти вместе. У меня тоже была такая ситуация. Мы с бабушкой и мамой обсудили ее и решили, что мне надо отдохнуть. Через пять дней я снова пошла на тренировку.
  5. Не ждите быстрых успехов. Разные дети начинают раскрываться в разном возрасте. Это может произойти в восемь, двенадцать или четырнадцать лет. Все мы разные – конструкция тела, данные. Нужно время, чтобы все это собралось в одну кучу.
  6. В гимнастику детей рекомендуется отдавать в 5-6 лет, максимум в семь. Раньше не советую, быстро надоест.

Мария Пашинина, специально для газеты «Самарские известия», 2016. Архив. Фото предоставлены Викторией Мосоловой.