На школьной парте кубок, медали, внушительное портфолио с десятками грамот и дипломов. Мы с обаятельной девятиклассницей Надеждой Тулумбасовой (школа №90, Самара) рассматриваем свидетельства достижений разных лет. «Это международные, российские  и областные научные конференции, кирилло-мефодиевские чтения, конкурсы чтецов, олимпиады, соревнования, — рассказывает Надежда, перелистывая страницы. – Похвальные листы и награды за поделки, рисование, игру в бадминтон, кулинарию, этнографию, краеведение, русский язык, английский язык, игру в ансамбле на синтезаторе, а также вокал и научные работы».

Когда видишь такое портфолио, кажется, что все эти достижения дались довольно легко. Ну, есть такие люди – щедро одаренные природой. Безусловно, Наде многое было дано от рождения. Но она это богатство не принимает как должное. За каждой победой стоят многочасовые занятия, репетиции, уроки и исследования. Между тем, школьница совсем не так серьезна, как могла бы быть. Она сразу располагает к себе своим чувством юмора. «Гуманитарные науки люблю, а вот точные – не очень, — говорит Надя и со смехом показывает на грамоту, где написано, что на школьной олимпиаде по математике она заняла… двенадцатое место!

О музыке

Вокалом и игрой на синтезаторе Надя занимается с первого класса. Уже окончила самарскую музыкальную школу №4 (отделения вокала и синтезатора).

«Все началось с детского сада, — улыбается девушка. — Воспитатели заметили во мне способности. Благодаря им, я стала активно участвовать в утренниках. Потом пошла в музыкальную школу к преподавателю Ирине Ивановне. Она научила меня дышать, открывать  правильно рот, петь. Я участвовала в конкурсах. Мама была в восторге, папа – в шоке: неужели его дочь так может? Неужели у нее талант? В 4 классе пришла другая учительница, более молодая. Три года мы прозанимались с ней. Появилась новая техника, новые знания и опыт».

Сейчас Надя старается поддерживать свои музыкальные способности дома. Поет, участвует в школьных концертах. «Я поставила себе цель на следующий год снова пойти учиться, — говорит она. – Сейчас ищу преподавателя, который мне поможет лучше освоить академическое пение».

О науке

В науку школьница, как сама говорит – подалась, в третьем классе. Вместе с классным руководителем Галиной Юрьевной Асеевой и мамой они разбирались в славянской культуре и тряпичных куклах-оберегах. «Мы сделали огромное панно, на котором развесили самых разных кукол – из тряпочек, набитые сеном, ватой, — вспоминает Надя. — Все куклы мы изготовили с мамой своими руками, папа поставлял материалы. Работая над этой темой, я узнала, что у кукол-оберегов не должно быть лица. Если она будет с глазами, то отрицательная энергия, которую она собирает, может выйти наружу. А так – без лица – она все держит в себе».

С тех пор Надежду затянуло, и она стала постоянно делать научные работы. В этом году она выбрала тему вины и покаяния в поэзии Сергея Есенина. До этого были изучены старинная архитектура Самары и деревянное зодчество (Надя продолжила работу своего брата, который тремя годами ранее тоже исследовал символы старины), тема Всемирного потопа в произведениях искусства и др.

«Тему потопа мы изучали в пятом классе, — говорит девушка. – Я первый раз познакомилась с изобразительным искусством, и была просто восхищена тем, как художники рассказывают целую историю, используя одно полотно. Мы тогда пересмотрели много книг, сайтов, составили альбом с картинами знаменитых живописцев, где изображается Всемирный потоп».

О поэзии

Несмотря на успехи в изучении наук, Надя признается, что больше всего любит петь и читать стихотворения. «Пыталась писать стихи сама, но специалисты сказали, что читать у меня получается гораздо лучше», — смеется школьница.

В прошлом году Надя участвовала в составе школьной команды в городском конкурсе самарских поэтов. «Нужно было читать стихи и выполнять задания. Например, написать стихотворение за десять минут, — говорит девушка. – Мы заняли четвертое место, но совершенно не расстроились, что не удалось попасть в тройку призеров. Наоборот – мы были на седьмом небе от счастья! Ведь наша школа поднялась на одну ступеньку выше по сравнению с позапрошлым годом и показала себя достойно».

О спорте и кулинарии

Четыре года Надя отдала бадминтону. Причем успешно. «В четвертом классе я поняла, что больше не выдерживаю, слишком большие нагрузки, — вспоминает школьница. – Я позвонила родителям и сказала, все, дорогие, больше на тренировки ходить не буду. Но через несколько лет пожалела. Спорт – это хорошая разрядка, выход энергии. Хочется что-то делать, а что – не знаешь. Вроде бы погулять можно, но все друзья на дополнительных занятиях…»

С кулинарией получилось проще. Началось все на конкурсах в школе, продолжилось на домашней кухне. Главным дегустатором Надиных блюд стал ее папа. «Я люблю готовить, придумывать новые рецепты, — улыбается девушка. – Нравится подавать папе обед, он оценивает все по десятибалльной шкале. Так как папа любит сладкое, то я стараюсь готовить пироги, пирожки, блины, кексы».

Об удовольствии и достойных людях

Снова смотрим грамоты и дипломы. Так и хочется спросить: может, Надя знает какой-то секрет?

«Каждая грамота – это труд, — говорит школьница. – На любой конференции или конкурсе есть люди, которые хотят победить. Я не отношусь к участию в таких мероприятиях как к борьбе за лучшее место. Для меня любой выход – это, прежде всего, удовольствие. Я люблю выступать со стихами, песнями, научными работами. Мне нравится, когда меня действительно слушают и потом задают вопросы.

Помню, однажды, перед выступлением мне сказали: «Если ты проиграешь, это будет конец света». Я спросила: «Для кого?» Как выступление может быть концом света, если это удовольствие? Поражение – это тоже опыт, к этому надо спокойно относиться.

— Есть ли люди, на которых ты хотела бы равняться, быть похожей?

— Да, я бы хотела равняться на мою покойную бабушку, папину маму. Мы с ней полные тезки. Бабушка была очень умной и целеустремленной, всегда знала, чего хочет и куда идет. Я считаю, что человек должен быть именно таким.

— Надя, я думаю, ты точно знаешь, как провести школьные годы на все сто процентов. Поделись рецептом.

— Не всем интересна наука или поэзия, спорт или вокал, но я советую каждому принимать участие во всех школьных и классных мероприятиях, не отказываться от времени, которое можно провести вместе с друзьями. Одноклассники являются огромной поддержкой. Кроме родственников, это единственные люди, которые находятся рядом с нами на протяжении всей подростковой жизни. Мой совет: старайтесь везде участвовать, узнавать новое. Это без сомнения пригодится в будущем.

— Уже есть планы, определилась, куда хочешь поступать?

— За школьные годы я поняла, что больше всего люблю искусство. Сейчас занимаюсь в студии «Юниголд», направление – актерское мастерство. Так что душа лежит к этому. Уже поставила цель идти в институт культуры на режиссуру. Но загадывать не хочу.

Мария Пашинина, специально для газеты «Самарские известия», 2016. Архив.